Новости

17.06.2014: АСВ и РСА готовят поправки в законопроект о полномочиях конкурсного управляющего на страховом рынке.

Экспертно-аналитический совет Агентства по страхованию вкладов (АСВ) провел заседание, на котором анализировались положения законопроекта Минфина РФ и Банка России о наделении АСВ полномочиями конкурсного управляющего страховыми организациями. Комментируя итоги заседания журналистам, заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников заявил, что принятие данного законопроекта и включение АСВ в процедуры конкурсного управления на страховом рынке создадут эффективный инструментарий для проведения санации страховых компаний.

В.Мирошников пояснил, что многолетний опыт работы на финансовом рынке, в частности с кредитными организациями, позволяет создать "положительную судебную практику".

По его словам, большой объем работы позволяет специалистам АСВ детально отработать различные процедуры и фактически создает "фабрику банкротств" на финансовом рынке. Он напомнил, что в настоящее время АСВ участвует в процедурах банкротства четырех негосударственных пенсионных фондов (НПФ), в перспективе в числе подопечных АСВ окажутся и страховые компании. Такими полномочиями наделяет АСВ законопроект, разработанный Минфином совместно с Центробанком.

В ходе заседания экспертно-аналитического совета АСВ заместитель председателя совета Сергей Виноградов признал целесообразным унификацию процедур банкротства всех финансовых организаций. При этом он добавил, что считает возможным в данном законопроекте учесть специфику каждого сегмента финансового рынка.

В своем докладе С.Виноградов обратил внимание на необходимость совершенствования определения оснований для подачи иска о банкротстве страховой компании. Он напомнил, что возбуждение дела о банкротстве страховщика возможно при наличии задолженности страховщика. Такая задолженность, отметил С.Виноградов, может быть связана с осуществлением страховой выплаты или не связана с ней.

"Таким образом, в нынешней редакции законопроекта получается, что кредитор может через суд взыскать со страховой организации 100 рублей за канцтовары и через 14 дней после вступления в законную силу соответствующего решения он вправе подать заявление о банкротстве страховщика", - сказал зампред совета. Он добавил, что формулировка признаков банкротства в проекте документа нуждается в уточнении.

Вместе с тем он добавил, что обязательства страховщика и их неисполнение в любом случае должны подтверждаться судебным решением.

С.Виноградов счел неудовлетворительной и громоздкой процедуру ограничения или приостановления лицензии у страховщика (этот порядок определяется законом об организации страхового дела). Регулятор не может отозвать лицензию у компании минуя установленные законом процедуры, в том числе вынесение предписания, вынесение решения о неисполнении предписания, приостановка действия лицензии или ограничение ее действия - только после этого возможен отзыв лицензии у страховщика. С.Виноградов считает целесообразным применение к страховым организациям процедуры, применяемой и к банкам. Она позволяет при появлении признаков несостоятельности отзывать у компании лицензию безо всякого предварительного предписания, ограничивать ее или приостанавливать ее действие.

По мнению представителя экспертного совета АСВ, санкции к страховщику могут быть применены при снижении достаточности собственных средств.

В ходе обсуждения последнего предложения члены совета отметили, что буквальное следование нормативу, применяемому к банкам, может подорвать устойчивость страхового сегмента.

По оценкам одного из членов совета, до 25% активов страховщиков, в том числе тех, которыми сформированы страховые резервы, можно признать ненадлежащими. Таким образом, для приведения в соответствие с новыми требованиями регулятора активов страховым компаниям потребуется некоторое время, переходный период.

В своем докладе С.Виноградов заявил о необходимости уточнить в законопроекте порядок принудительной ликвидации страховых организаций, предусмотреть включение в состав временной администрации Банка России представителя АСВ, уточнить порядок установления требований кредиторов. Он считает важным обязать страховые организации вести электронные базы данных, предусмотреть ответственность руководителей за утрату таких баз. Также в АСВ считают важным описать порядок погашения требований кредиторов предоставлением отступного, определить порядок распределения нереализованного имущества должника среди его участников. АСВ полагает необходимым уточнить полномочия контрольного органа по осуществлению конкурсного производства.

Выступая на экспертном совете АСВ, В.Мирошников высказал предложение о необходимости сделать жизнеспособной процедуру принудительной передачи страхового портфеля. Высказывая личное мнение, он заявил, что считает допустимым рассмотреть возможность "создания инструментов, способных заинтересовать в приеме страхового портфеля неплатежеспособного страховщика, до начала процедур банкротства". При этом В.Мирошников заявил, что инструмент государственной поддержки компаний, которые принимают обязательства неплатежеспособных страховщиков, возможно, будет применяться крайне редко, но он должен существовать в принципе.

Свои предложения к тексту законопроекта готовит Российский союз страховщиков (РСА).

По словам президента РСА Павла Бунина, "к настоящему времени союз принимал участие в процедурах 61 страховщика ОСАГО, и только в трех случаях речь шла о субсидиарной ответственности". На основании опыта представители РСА делают вывод о том, что до сих пор существовавший механизм банкротства страховых организаций несовершенен.

П.Бунин заявил, что появление законопроекта, регулирующего порядок банкротства страховщиков, позволит усовершенствовать целый ряд процедур в этой сфере.

"РСА готов в поправках к законопроекту сформулировать свой накопленный опыт, однако они будут носить скорее технический, чем концептуальный характер", - пояснил П.Бунин.



« Вернуться
Источник: Новостной ленты "Интерфакс"
Опубликовано 20 июня 2014 года