Эпидемия банкротств: «оздоровление» бизнеса поможет решить проблемы социально-трудовой напряженности в стране

Санация бизнеса как поддержка социально-трудового баланса в России, но защищать нужно не только работников предприятий-банкротов, но и их руководство

Когда говорят о финансовом оздоровлении бизнеса, в первую очередь в голову приходят государственные структуры, которые хотят продолжить взимать налоги с предпринимателей и организаций. Потом в воображении появляются сцены, когда предполагаемый банкрот расплачивается со всеми контрагентами, и в отношении него прекращаются судебные разбирательства. И лишь потом начинаешь думать о сотрудниках предприятий, которые могут остаться без работы и средств к существованию.

А между тем банкротство бизнеса вредит в первую очередь социально-трудовому балансу в стране. Несостоятельность компаний влечет массовую безработицу, многие семьи остаются в состоянии сильнейшего стресса. Особенно тяжело приходится жителям моногородов в случае банкротства крупнейшего предприятия населенного пункта. Куда идти и как жить, если нет денег не то, что на переезд, а на обеспечение банальных нужд на еду и коммунальные услуги.  

Трудовые конфликты в 2019 году

В 2019 году 171 социально-трудовых конфликтов получили развитие. Защищая свои трудовые права, сотрудники различных организаций устроили 427 публичных акций протеста. Показатели растут: количество трудовых протестов увеличилось на 32 % в сравнении с 2018 годом.

Объективно показатели не удивляют: на конец 2019 года российские работодатели задолжали 47 тыс. человек около 3 млрд руб., если верить данным Росстата. Более 33 % конфликтов произошло на почве невыплаты зарплаты работникам. 25 % протестов были организованы по причине ликвидации предприятий, которые сотрудники хотели бы сохранить.

Справедливо, что работники хотят получить вознаграждение за проделанный ими труд. В случае, если не заняться проблемой приостановки деятельности компаний на неопределенный срок, банкротства, ликвидации организаций, увеличению количества долгов перед сотрудниками, то Россия буквально может погрязнуть в социально-трудовых конфликтах. Государство далеко не всегда вмешивается в разрешение конфликтных ситуаций, поскольку, если работодатель не нарушил закон, то формально все в порядке. На самом же деле растет социальная напряженность, и люди быстрее вовлекаются в конфликты любого рода, стараясь изменить ситуацию или получить психологическую разрядку от стресса из-за утраченного благополучия. 

Решение проблем с сотрудниками

Банкротствам компаний зачастую предшествует накопление больших долгов по зарплате перед сотрудниками. К сожалению, сейчас единственный способ хоть как-то вернуть деньги работникам – это добиться несостоятельности работодателя, пройдя этап конкурсного производства. Финансовое оздоровление компаний в российских реалиях почти бесполезно: оно заканчивается или банкротством, или принудительной ликвидацией.

Возбуждение уголовных дел против руководства предприятий также не всегда помогает сотрудникам вернуть деньги. Более того, иногда экономические обстоятельства оказываются сильнее руководства. Не всегда директора умышленно не платят зарплату своим работникам, такое случается и из-за объективного ухудшения финансового состояния организации. Но это не мешает правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности на самом деле невиновных людей, на которых оказывается сильнейшее давление, чтобы они нашли деньги на зарплаты работникам. И здесь необходима проработка на законодательном уровне института санации в целом.

«Любое предприятие, даже успешное, может оказаться в сложной финансовой ситуации, при полной добросовестности его руководства и владельцев. Хорошо, если оно получит помощь в виде банковских кредитов, в виде новых инвестиций. Но зачастую кредиторы «пошатнувшегося» бизнеса заинтересованы быстрее начать банкротство предприятия для реализации его имущества (не оздоровления): не свое, не жалко. Главное – свое вернуть», – рассуждает Елена Юлова.

Сейчас в законодательстве нет четкого механизма регулирования социально-трудовых конфликтов. А потому нужны нововведения в части:

Определения формата участия региональных властей при решении проблем предбанкротных предприятий. При этом они должны действовать как в интересах сохранения компании, так и в интересах работников. Если государство не будет вмешиваться в эти процессы, то люди и сам работодатель останутся в «подвешенном» состоянии на долгие месяцы, а то и годы.
Обеспечения руководства и собственников предприятий гарантиями отсутствия уголовного преследования или привлечения к субсидиарной ответственности, пока они добросовестно ищут способы выхода бизнеса из кризиса. Сейчас на контролирующих лицах компаний лежит колоссальная ответственность: либо твоя предпринимательская деятельность успешна, либо тебя отдадут под суд. Такая концепция подрывает основы экономической свободы, ведь никто не застрахован от ошибок.
Создания специальных резервов или фондов работодателями, чтобы в случае кризиса на предприятии сотрудники смогли получить вознаграждение за труд. Подобный механизм позволил бы избежать процедур банкротства.
«С помощью «института санации» предприятие, особенно социально значимое, должно быстро и эффективно получить соответствующую помощь до банкротных процедур в целях его сохранения, во избежание продажи «за долги».

Сейчас работникам предбанкротных или уже несостоятельных предприятий зачастую помогает общественность. Организуются благотворительные акции, цель которых – помочь семьям, оставшимся без зарплаты, сводить концы с концами.

Что предлагается изменить?

Эксперты на заседании рабочей группы Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности предлагали следующие изменения в действующем законодательстве.

Пересмотреть закон «О банкротстве»

Пересмотреть очередность выплат кредиторам в законе «О банкротстве» № 127-ФЗ. Например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы выплачиваются одновременно с зарплатами сотрудникам, что нарушает оперативную реализацию трудовых прав.

Создать федеральный фонд поддержки предбанкротных предприятий

Создать федеральный фонд на случай возникновения кризисных ситуаций на предприятиях, чтобы работники могли вовремя получить компенсации. Объем фонда предварительно оценивается в 3 млрд руб. Механизм деятельности фонда предполагает выплату компенсаций на возвратной основе. Предлагается отдать его под контроль Счетной палаты РФ.

Сделать взаимодействие прозрачным

Создать прозрачное взаимодействие между бизнесом, правоохранительными органами и региональными властями в случае, если у компании накопятся зарплатные долги. Предлагается вводить наблюдение за проблемными работодателями, а также составление плана выхода из кризисной ситуации. Это снизит давление на представителей бизнеса. Для реализации этих задач можно создать специальные рабочие группы, которые будут взаимодействовать с Контрольно-ревизионными управлениями. 

Отслеживать финансовое здоровье компаний

Изучить мировой опыт финансового оздоровления в Великобритании, Германии, США. Там действуют профилактические меры: например, если контрагент задержал оплату на пару дней, то его уже могут признать нуждающимся в санации. Своевременная финансовая помощь могла бы уменьшить расходы на восстановление платежеспособности. Их будет в разы меньше, чем если ждать, пока компания «скатится» до предбанкротного состояния.  

Взять пример с ЦБ

Учесть опыт санации российских банков. Самое верное в политике Банка России при финансовом оздоровлении – отстранение собственников компании от власти. Профессиональные управляющие лучше разбираются в возможностях санации. Аналогичную схему можно было бы перенести на остальные сферы бизнеса, создав целый кластер профессиональных управляющих.

 

Провести работу с банками

Урегулировать процессуальные вопросы финансового оздоровления. Сейчас для успешной санации нужно получить банковскую гарантию. Однако финансовые организации не будут «спонсировать» тех, кто находится в предбанкротном состоянии.

Открыть дорогу инвесторам      

Позволить заинтересованным кредиторам, инвесторам перехватывать инициативу у собственников или руководства предбанкротных организаций, которые хотели бы его восстановить.  

Эти предложения еще нуждаются в доработке и не являются «истиной в последней инстанции». Однако процесс обсуждения запущен на самом высоком уровне, и потому есть высокая вероятность, что законодатели и эксперты придут к новым и эффективным идеям, а после воплотят их в жизнь.

 



Вернуться
Автор: Елена Юлова Председатель МКА "Юлова и партнёры"
10 Март 2020 года