Новости

Альтернативный законопроект в части совершенствования института банкротства

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 05.12.2019 № № Пр-2485 по вопросу совершенствования института банкротства, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, их ответственности и эффективности деятельности (а), повышение эффективности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (б), исключение возможности осуществления контроля над должником со стороны недобросовестных собственников и бенефициаров, а также связанных с ними лиц (в), повышение эффективности процедур проведения торгов по реализации имущества должника (г), совершенствования механизмов раскрытия информации о банкротстве должника (д), повышение эффективности реабилитационных процедур в делах о банкротстве (е), совершенствование правовых механизмов защиты добросовестных кредиторов от криминальных проявлений (ж).

Как известно, Минэкономразвития России подготовлен законопроект, получивший отрицательную оценку со стороны, в том числе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В настоящее время проект, как это следует из открытых сведений, дорабатывается.

В порядке гражданской инициативы Институтом реструктуризации и банкротства разработан альтернативный законопроект во исполнение поручений Президента Российской Федерации. Такой проект (находится во вложении) по всем выделенным выше поручениям содержит альтернативные механизмы исполнения. Для удобства в нем опущены технические нормы (такое-то предложение исключить, такое-то слово заменить), они необходимы на стадии законотворческого процесса, а на концептуальной стадии зачастую не позволяют эффективно уяснить суть предлагаемых изменений.

Проект направляется субъектам законодательной инициативы для решения вопроса о реализации такой инициативы либо для использования в ходе обсуждения иных законопроектов.

Чем альтернативный характеризуется в общем

  1. Проект принципиально экологичен. Это означает, что он позволяет исполнить поручения Президента Российской Федерации, не ломая здоровую наработанную практику и инфраструктуру.

В частности, он не предполагает отмену или замену процедур, продажа имущества лишь дополняется новыми инструментами, но не переписывается заново. 

Это позволит бережно сохранить лучшую накопленную практику и сочетать ее с новыми эффективными решениями. 

  1. Проект принципиально национален. Это означает, что речь идет о разработках на базе отечественной (континентально-правовой) системы  с учетом особенностей ее функционирования. Это не означает, что при разработке проекта не учитывался опыт наших зарубежных коллег. Напротив, признавалось, что отечественные решения будут тем эффективнее, чем большая эмпирика будет использована на стадии их разработки. В частности, разработки велись параллельно с переводом на русский язык ОтчетаИнститута европейского права о спасении бизнеса в банкротном праве. Исследовательский проект характеризуется широким охватом вовлечённых экспертов из большинства европейских стран (Австрия, Бельгия, Англия и Уэльс, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Нидерланды, Польша, Испания, Швеция) и содержит актуальную информацию о реабилитационных процедурах в каждом из приведенных правопорядков.
  2. Проект принципиально инновационени уникален. Это означает, что в нем нет места копированию решений, а предложены не имеющие аналогов механизмы (трехсоставная реструктуризация долгов, синтез краудфандинга и маркетплейса, система повышающих и понижающих показателей эффективности и законности деятельности арбитражных управляющих).
  3. Проект принципиально современен. Это означает, что он приспособлен под текущую экономическую ситуацию и не базируется на устаревших аналогах.
  4. Проект принципиально лаконичен. Он не содержит не относящихся к поручению решений, копирования остающихся без изменения норм или их частей. Все решения, предлагаемые законопроектом, содержат только необходимое: например, процедура реструктуризации долгов встраивается в существующую модель мирового соглашения с одновременным переводом его в разряд одной из разновидностей реструктуризации. 
  5. Проект принципиально экономичен. В силу того, что речь идет не о революции, а об эволюциибез разрушения значительной инфраструктуры, опыта, знаний, он не повлечет дополнительной нагрузки на экономику Российской Федерации. Напротив, революционные решения приводят к образованию новых издержек: формирование инфраструктуры, обучение, приобретение навыков и т.п. В ряде случаев проектом предполагается снижение нагрузки на суд и бюджетных затрат: к примеру, в отличие от иных проектов реструктуризация не предполагает безусловную необходимость судебного контроля на всем ее протяжении.
  6. Проект принципиально политически-нейтрален. Это означает, что он может наполняться отдельными политико-правовыми решениями без ущерба для него. Сроки реструктуризации, положительные и отрицательные баллы, детали торговых процедур – все это может быть помещено в проект без ущерба для его системы и функционирующей системы реструктуризации и банкротства.

Что альтернативным проектом предлагается

  1. Арбитражные управляющие

В соответствии с п. «а» поручения Президента РФ речь идет о повышении гарантий независимости арбитражных управляющих, их ответственности и эффективности деятельности, через: 

  • создание регистра результатов эффективности и законности деятельности АУ с возможностью их балльного оценивания и ранжирования на основе объективных показателей
  • изменение правил утверждения судом АУ в делах о банкротстве на основе регистра с использованием механизма их случайного (автоматического) выбора
  • введение института коллективных АУ (юридических лиц) для проведения процедур банкротства отдельных категорий должников, включая стратегические предприятия, предприятия оборонно-промышленного комплекса, застройщиков и др.

Проектом во исполнение поручения предлагается модель балльно-рейтинговой системы, обеспечивающей случайный выбор. Любой из арбитражных управляющих будет вправе по вновь вводимым процедурам направить заявление о намерении быть утвержденным. Среди конкурентов значение будет иметь балл каждого из них. 

К положительным баллам отнесены баллы за процент удовлетворенных требований, общую стоимость имущества должников, сроки завершения процедур, процент повышения цены продажи имущества, количество проведенных процедур, количестве заключенных с участием управляющего соглашений о реструктуризации подлежат сложению. 

К отрицательным баллам отнесены баллы за процент понижения цены продажи имущества по итогам проведенных торгов, за количество судебных актов об удовлетворении жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего, за количество судебных актов об отстранении арбитражного управляющего подлежат вычитанию (отрицательные баллы).

  1. Требования связанных лиц

В силу п «в» поручения Президента необходимо обеспечить исключение возможности осуществления контроля над должником со стороны недобросовестных собственников и бенефициаров, а также связанных с ними лиц.

Проект предлагает национальную систему отношения к требованиям связанных лиц. Сам по себе данный статус не влечет материально-правовых последствий, но меняет стандарт доказывания. В свою очередь, материально-правовыми основаниями для отказа в предоставлении статуса кредитора третьей очереди являются три обстоятельства: 1) недостаточная капитализация; 2) нарушение информационной обязанности; 3) намерение внести средства в капитал, а не создать гражданско-правовое обязательство.

Такая система не позволяет несоразмерно ограничивать право собственности связанных лиц и базируется исключительно на субъективном (в противовес объективному) вменении.

III. Продажа имущества должника

Как следует из п «г» поручения Президента, речь идет о следующих задачах:

  • повышение эффективности процедур проведения торгов по реализации имущества должника
  • сокращение сроков проведения торгов и упрощение порядка участия в них
  • создание единой информационной системы раскрытия данных о конкурсной массе и обеспечения ее реализации по принципу маркетплейса.

На наш взгляд, проблемы неэффективности торгов может решить синтез краудфандинговых решений и предложенной в том же поручении Президента модели единого маркетплейса.

Такое решение привлечет на рынок стрессовых активов значительное число интересантов, что одновременно обеспечит:

  • привлечение новых финансовых ресурсов, что позволит приобрести лоты по приближенным к рыночным ценам за счет увеличения платежеспособного спроса;
  • повышение внимания к проводимым процедурам продажи со стороны того же значительного числа инвесторов, что снизит риски непрозрачных процедур продажи.

Как это должно работать

После выставления лота на продажу на едином маркетплейсе любой реципиент может объявить о привлечении инвестиций под соответствующий лот. Такое привлечение будет осуществляться в течение периода экспозиции. Минимальный размер инвестиций не может быть выше 1 000 рублей (для вовлечения массы инвесторов). В случае сбора средств, достаточных для начальной цены, реципиент приобретет лот. В случае проигрыша в торгах или нехватки собранных средств на приобретение лота средства возвращаются. В случае выигрыша реципиент реализует инвестиционную стратегию, определенную в заранее опубликованной на маркетплейсе инвестиционной декларации.

Модели инвестирования, которые заранее объявляет реципиент, пока предлагаются следующие: 1) заемное финансирование; 2) приобретение долей в праве общей собственности на лот; 3) приобретение эмиссионных ценных бумаг реципиента.

Привлечение инвестирования для приобретения лота не исключает участие в торгах (конкурент реципиента) самостоятельных участников (как и прежде), последние будут конкурировать с реципиентом (при их наличии).

Принципиальная идея состоит в том, чтобы сделать участие массового инвесторов максимально доступным. Для этого минимальный "чек" не должен быть выше какой-либо небольшой суммы. Перевод рынка банкротных торгов в сферу коллективных инвестиций с неболезненными ставками, на наш взгляд, привлечет значительный объем средств на этот рынок. Кроме того, массовый инвестор будет еще внимательнее смотреть за прозрачностью торгов. Как итог, повышение скорости и прозрачности транзакций.

 

  1. Реструктуризация долгов

Прежде всего, с точки зрения правовой природы реструктуризация долгов в проекте признается договором между должником и кредиторами. 

Такая договорная природа отвечает на вопрос о соотношении с мировым соглашением: оно является видом реструктуризации долгов наряду с внесудебной реструктуризацией (workout) и изначальной (первоначальной) реструктуризацией долгов (в западно-европейской традиции – pre-insolvency proceedings).

Кроме того, договорная квалификация акцентирует внимание именно на соглашении и необходимости достижения компромисса (в свете возможного принуждения, cramdown). 

Предполагается, что право на первоначальную реструктуризацию может быть у должников, бизнес которых в принципе способен дать возможность расплатиться по долгам.

Новая глава учитывает и внесудебную реструктуризацию (workout), которой сейчас незаслуженно нет места в законодательстве, так как ее популярность набирает оборот.

С учетом континентально-правовых решений и договорной природы реструктуризации представлено место для главных проблем реструктуризации: порядка заключения соглашения, обеспечения его исполнения, расторжению и т.п.

Глава учитывает мировые тенденции и предполагает возможность особого отношения к малому и среднему бизнесу

С точки зрения политико-правовых решений представляемая ниже глава является нейтральной. 

По сути, это база (структура), разработанная для России, то есть в ее правовой системе. Такую базу, в свою очередь, можно наполнять решениями в зависимости от политико-правовых предпочтений (сроки, принуждение, классы и т.п.)

Глава может быть инкорпорирована в российское законодательство в виде новой редакции главы VIII (Мировое соглашение).

 Проект реформы ЗоБ здесь: https://zakon.ru/blog/2021/04/04/alternativnyj_zakonoproekt_v_chasti_sovershenstvovaniya_instituta_bankrotstva__tekst_vo_ispolnenie_p



« Вернуться
Источник: Закон.Ру
Автор: Евгений Суворов
6 апреля 2021 года