Новости

Профессиональное сообщество выработало консолидированное мнение относительно реформы банкротства

5 апреля в РЭУ им. Плеханова прошло второе заседание Всероссийской  научно -практической конференции «Реформа банкротства - взгляд профессионального сообщества».

Организаторы конференции - Национальное объединение арбитражных управляющих «Национальный Союз профессионалов антикризисного управления», Государственная корпорация «Ростех», Научно-образовательный центр «Антикризисное, антимонопольное и тарифное регулирование» РЭУ им. Г.В. Плеханова сумели собрать большой пул экспертов в области банкротств, электронных торгов, банковской сферы, страхования и других специалистов, заинтересованных в реальном изменении ситуации в сфере банкротства.

В ходе первого заседания, которое прошло 30 марта с.г. в форме круглых столов, специалисты обсудили предлагаемые изменения, высказали свою позицию по основным вопросам подготовленного Минэкономразвития России проекта Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». После чего все мнения и внесенные предложения специалистов по стратегически важным вопросам дальнейшего развития института банкротства были обобщены и стали основой для подготовки Резолюции.

Задачей второго дня конференции было доведение консолидированной позиции профессионального сообщества относительно нового законопроекта до сведения представителей Госдумы, министерств и ведомств, широкой общественности. Выступающие не только изложили обобщенное мнение профсообщества по широкому кругу вопросам, согласно основным темам проведенных круглых столов, но и внесли свои конкретные предложения по изменению в законодательство о банкротстве.

Открывая конференцию, президент «Национального Союза профессионалов антикризисного управления» (НСПАУ) С.Г. Беляев отметил, что обсуждаемые на круглых столах темы первая дня конференции никого не оставили равнодушными. Профсообщество считает, что назрела необходимость коренных изменений в законодательстве о банкротстве, но предлагаемыми изменениями в указанном законопроекте содержат риск причинения значительного ущерба экономике страны, нарушают основополагающие принципы «регуляторной гильотины», направлены на разрушение системы саморегулирования в сфере арбитражного управления.

Сергей Георгиевич рассказал об итогах проведенного соцопроса членов профсообщества относительно проекта Минэкономразвития. Он отметил, что  большинство специалистов (89% опрошенных) считают, что назрела необходимость подготовки нового закона о банкротстве, вместе с тем, 87% полагают, что предложенный проект приведет к уничтожению института банкротства.

Новицкая Т.Б. – советник президента НСПАУ, заместитель председателя Совета Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» подняла вопрос о новой моделе назначения арбитражных управляющих (далее – АУ). На сегодня вопрос рейтингования не урегулирован, считает Татьяна Борисовна. Ранжирование, предложенное в новом законопроекте, бальное оценивание «арбитражников», не гарантирует их независимость, имеет коррупционную составляющую. Участники конференции не поддерживают концептуально саму идею о применении системы рейтингования и бального оценивания применительно к деятельности арбитражных управляющих. Предложенная система громоздка и сложна, не определяет эффективность работы арбитражных управляющих и не стимулирует их к работе. Помимо этого, бальная система избыточна, организация и ведение ее потребуют дополнительного финансирования из бюджета.

Также расточительным для федерального бюджета станет расходование средств  на ведение госрегистра арбитражных управляющих государственным органом. Помимо этого, будет нарушен принцип «регуляторной гильотины» и Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, дублирование информации в связи с уже осуществляемыми этими функциями Росреестром.

Необходимо наделить саморегулируемые организации полномочиями по оценке эффективности деятельности арбитражных управляющих, предоставив им право на утверждение базовых критериев оценки профессиональной компетентности своих членов, порядка применения результатов оценки в форме и в порядке, установленных национальным объединением в рамках федерального стандарта.

На вопросах разработки моделей функционирования арбитражных управляющих, в т.ч. юридических лиц (коллективных АУ) для проведения процедур банкротства отдельных категорий остановился В.В. Королев – руководитель рабочей группы по развитию института несостоятельности (банкротства) Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Он отметил, что идею корпоративных управляющих считает спорной: система и закон не готовы к этому. Валерий Викторович также отметил, что ТПП РФ считает, что введение двойного саморегулирования приведет к дискриминации СРО.

Заместитель председателя Совета НСПАУ, Президент Союза арбитражных управляющих «Возрождение» Н.М. Василенко высказала мнение экспертов об обеспечении имущественной ответственности арбитражных управляющих за неисполнение своих обязанностей и рассказала о новых подходах, диктуемых временем.

Наталья Михайловна отметила, что действующая многоступенчатая система ответственности актуальна. Подмена личной ответственности АУ за счет компенсационного фонда повлечет за собой ликвидацию СРО!Необходимо принять меры к сохранению компенсационного фонда – мнение специалистов!

Важный и наболевший вопрос, которых необходимо решать – это страхование ответственности АУ в ходе процедуры банкротства.

Сегодняшняя ситуация не выгодна никому: плохая прогнозируемость и нестабильность судебной практики убыточны для страховых компаний, а большие страховые взносы непосильны для АУ.

«Поэтому необходимо, - отмечает Наталья Михайловна, совместно со страховщиками разработать стандарт по страхованию, который определит существенные требования к договору».

О значимости и перспективах развития саморегулирования высказался С.А. Домнин – арбитражный управляющий, член Союза АУ «Созидание». Сергей Анатольевич привел пример цифры контроля всех СРО своих членов: в год проверяется работа 4,5 тыс. АУ, 80 % обращений и жалоб на членов СРО рассматривается непосредственно там. Это говорит о большой работе саморегулируемых организаций. Он отметил, что к разработке нового законопроекта не привлекались АУ, руководители СРО, те, кто работает непосредственно в банкротстве. Поэтому, все изменения, внесенные в новый законопроект, оторваны от жизни, приведут к уничтожению профессии арбитражных управляющих!

С речью в поддержку института саморегулирования выступил Каминский А.В.  - заместитель председателя Совета ТПП РФ по саморегулированию, председатель Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО», отметив огромную значимость 48 профессиональных «регуляторов» -  саморегулируемых организаций в стране и их роль, не менее важную, чем государственный регулятор.

Об альтернативном проекте совершенствования закона о банкротстве, подготовленном во исполнение поручений Президента РФ, Институтом реструктуризации и банкротства, рассказал Суворов Е.Д. – адвокат, доцент кафедры гражданского права МГЮА им. О.Е Кутафина. Он отметил, что предложенный вариант проекта разработан на базе отечественной правовой системы, приспособлен под текущую экономическую ситуацию и не ломает здоровую наработанную практику и инфраструктуру. Проект не предполагает отмену или замену процедур, лишь дополняется новыми инструментами, но не переписывается заново. 

Евгений Дмитриевич рассказал о не имеющих аналогов механизмах, предложенных в Проекте: трехсоставной реструктуризации долгов, синтезе краудфандинга и маркетплейса, системе повышающих и понижающих показателей эффективности и законности деятельности арбитражных управляющих, о моделе балльно-рейтинговой системы, которая позволит любому из арбитражных управляющих быть утвержденным по вновь вводимым процедурам.

Большинство выступающих высказались об основных проблемах в работе «арбитражников» и способах их решения, о реструктуризации долгов, о необходимости перемен, но в рамках разумного, чтобы в запале не сломать отлаженную систему.

Реальные возражения были высказаны против предложенной единовременной выплаты вознаграждения арбитражным управляющим, что, по их мнению, скажется на их независимости и эффективности работы.

Эксперты также предлагают:

- сократить издержки в ходе процедуры банкротства. Так, отменить публикацию о банкротящемся предприятии в газете «Коммерсант», так как данная информация дублируется на Федресурсе. Либо ввести обоснованные цены;

-   предусмотреть механизмы финансового мониторинга предприятий до процедуры банкротства;

-     расширить механизм привлечения инвестиций в финансовое оздоровление предприятий;

-  сократить сроки проведения самой процедуры банкротства.

Об относительно слабом взаимодействии бизнес-сообщества и Правительства РФ, министерств и ведомств  сказал в своем выступлении Апрелев К.Н. – председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Он отметил, что утвержденная ранее концепция развития саморегулирования не выполняется, так и осталась на бумаге. В предложенном Проекте учтены лишь интересы министерств и ведомств, которые не слышат бизнес-сообщество!

М.Е Бугера - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ пообещал собравшимся, что в ходе второго обсуждения законопроекта о банкротстве обязательно состоится детальный разбор поступивших предложений и встреча с профсообществом.

Н.В. Коцуба – председатель Совета НСПАУ отметила, что на основании всех внесенных предложений экспертов и участников заседания, будет подготовлена Резолюция конференции, где основными вопросами будет освещение проблем в области повышения авторитета и значимости саморегулирования в банкротстве, усиления контроля за работой арбитражных управляющих, их имущественной ответственности, сохранения компенсационных фондов и института банкротства в целом.

Подведя итоги второго дня работы конференции, Сергей Георгиевич Беляев отметил, что профессиональное сообщество при поддержке профильных комитетов Госдумы РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, банковского сообщества, страховых организаций и ряда других партнеров, проявило  солидарность, профессиональный подход, активность и выработало реальную консолидированную позицию и готово отстаивать ее ради дальнейшего развития института банкротства и экономики страны.

DSCN1005

DSCN1011

DSCN1094

DSCN1684



« Вернуться
Источник: Пресс-служба САУ
8 апреля 2021 года