Новости

Закон о банкротстве обязывает руководителя должника принять меры к спасению бизнеса в процедуре наблюдения

В нынешнем году уже состоялись дискуссии на тему предположительного расширения реструктуризационных процедур в проекте закона о реструктуризации и банкротстве.

Силами исследователей данной темы выпущен перевод самого полного в мире отчёта о механизмах спасения бизнеса в банкротном праве, подготовлен альтернативный проект закона о банкротстве, основанный на преемственности с действующим законом, осуществлён ряд содержательных публикаций по теме.

Примечательно, что и нынешний закон содержит в себе интересные и логичные нормы, не исчерпавшие своего потенциала в случае развития реструктуризационной практики в банкротных процедурах.

В предыдущей публикации уже приходилось обращать внимание на норму статьи 31 Закона о банкротстве, посвящённую санации и возможности предоставления финансовой помощи должнику, находящемуся в кризисном состоянии. При этом, с принятием встречных обязательств от должника, что по смыслу призвано стимулировать спасение должника от конкурса и распродажи имущества.

Также хотелось бы обратить внимание на другую не менее интересную норму, остающуюся практически незамеченной. Речь о пункте 4 статьи 64 Закона о банкротстве:

Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Иными словами, Закон о банкротстве прямо обязывает руководителя должника принять меры по проведению корпоративных мероприятий с вовлечением участников юридического лица для выработки решения по проведению оздоровительных процедур.

В практике данная обязанность остаётся практически не раскрытой, хотя её неисполнение может повлиять на ответственность руководителя. Более того, можно предположить, что невнимание участников к обращению руководителя также может иметь для них негативные последствия, характеризующие поведение лиц, контролирующих должника.

Скажем прямо, в своём нынешнем состоянии цитируемая норма Закона о банкротстве не развита в достаточной мере. Однако её можно отнести к тем нормам, которые формируют базу для развития реструктуризационных процедур, вовлекают в данный процесс руководителей и участников должника.

Например, данная норма могла бы получить развитие, будучи дополненной обязанностью участников провести соответствующее собрание, рассмотреть все варианты плана реструктуризации, заключения мирового соглашения, с участием временного управляющего, представителей кредиторов.

Подобная настройка нормативной базы могла бы подтолкнуть к поиску компромиссного решения, создать условия для диалога между должником и кредитором при посредничестве управляющего и под контролем суда. Ведь на этапе наблюдения должник сохраняет свой т.н. статус должника во владении по западной классификации. Думается, что с помощью подобных деликатных приёмов и настраивается каждый отдельный правопорядок, основывающийся на накопленном опыте практического правоприменения.

 

 



« Вернуться
Источник: Закон.Ру
Автор: Александр Задорожный
2 сентября 2021 года