Новости

Мораторий на банкротство 2022: противоречивое трактование

Публикация посвящена последствиям введенного Правительством России тотального моратория на банкротство 2022 и последующим разрозненным позициям государственных и судебных органов о его применении/толковании.

Мораторий 2020

01.04.2020, в разгар пандемии, Закон о банкротстве был дополнен ст. 9.1. о моратории на возбуждение дел о банкротстве (Мораторий).

Согласно новой норме, Мораторий вводится в исключительных случаях для обеспечения стабильности экономики Правительством РФ, которое дополнительно определяет его срок и состав субъектов, на которых он распространяет свое действие (Мораторные должники).

Помимо очевидного запрета на инициирование процедур банкротства Мораторных должников, последствия Моратория выходят далеко за пределы Закона о банкротстве, к примеру:

  • запрет распределения и выплаты дивидендов/прибыли;
  • запрет на начисление неустоек/штрафных санкций;
  • приостановление возбужденных исполнительных производств;
  • запрет на списание средств со счетов должников;
  • запрет на обращение взыскания на залоги;
  • недопустимость зачета встречных однородных требований.

Первый Мораторий в России введен Правительством 03.04.2020, его действие было распространено на:

 

В состав второй и третье группы Мораторных должников 2020 года вошел почти весь крупный бизнес страны («НОВАТЭК», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Россети», «Почта России» и пр.), который, несмотря на благоприятные последствия Моратория (запрет начисления штрафных санкций, приостановление исполнительных производств), не мог принять запрет на распределение и выплату дивидендов.

24.04.2020, через 23 дня с даты введения ст. 9.1. Закона о банкротстве, в неё были внесены изменения, предоставившие Мораторным должникам право выйти из-под действия Моратория и всех сопутствующих ограничений - прежде всего запрета на выплату дивидендов.

Мораторий 2020 года не вызвал серьезного общественного резонанса, поскольку был распространён только на отдельные группы компаний.

Мораторий 2022

01.04.2022 Правительством введен Мораторий 2022 года, который, в отличие от моратория 2020 года, имеет тотальный характер:

«Мораторий распространен Правительством РФ на всех граждан, индивидуальных предпринимателей и все компании страны[1]».

 

В совокупности с правовыми последствиями Моратория (запрет на списание средств со счетов должников, необходимость приостановления исполнительных производств и запрет на выплату дивидендов), мораторий 2.0. произвел эффект разорвавшейся бомбы.

По прошествии полутора месяцев Моратория 2022 (статистика по состоянию на 15.05.2022) через Федресурс поданы заявления об отказе от права на мораторий 3 574 субъектов, из них 3492 компаний, 50 предпринимателей и 32 гражданина.

Подробнее со статистикой отказов от Моратория 2022 можно ознакомиться в публикации.

Ключевой раздор (несогласие, несогласованность) возник среди государственных и судебных органов касательно вопроса о необходимости приостановления исполнительного производства в отношении Мораторных должников, здесь стоит также учитывать, что, согласно позиции Верховного суда РФ, норма о приостановлении исполнительных производств по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию.[2]

 

ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Сведения о позиции ФНС России по Мораторию 2022 появились еще на этапе обсуждения постановления о его введении и перечня Мораторных должников.

Позиция выражена в письме замглавы ФНС России Константина Чекмышева в адрес Минэкономразвития.

Главный аргумент, содержащийся в письме, заключается в том, что отказ от принудительного исполнения, в том числе судебных решений, приведет к тому, что даже платежеспособные компании смогут безосновательно уклониться от своих обязанностей либо исполнять их выборочно, а это чревато финансовыми проблемами для их контрагентов.

«Имеются иные многочисленные судебные споры, когда платежеспособные организации и аффилированные к ним лица используют ограничения на проведение исполнительных действий для непогашения долгов при отсутствии к этому объективных оснований: ПАО «Южный Кузбасс» («Мечел»), ОАО «РЖД», ООО «А101», ПАО «ГК ПИК» и другие», - говорится в письме Чекмышева.

Таким образом, позиция ФНС России, высказанная еще до принятия Моратория, сводилась к констатации негативных последствий Моратория в виде неплатежей и злоупотреблений со стороны платежеспособных компаний, из позиции ФНС России, по сути, следует, что на всех Мораторных должников, которых определит Правительство РФ, будет распространяться требование о необходимости приостановления исполнительных производств и невозможности списания денежных средств со счетов.

[источник - https://fedresurs.ru/news/15ea1204-6371-4857-81af-71c267aba7db]

 

ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

18.04.2022 в публичный доступ попала фотография письма первого заместителя директора ФССП России О.А. Помигаловой от 11.04.2022, в указанном письме территориальным органам ФССП России было предложено использовать следующий временный порядок реализации постановления Правительства РФ о Моратории 2022:

  • вопрос приостановления исполнительного производства рассматривается только в случае поступления заявления от должника;
  • в случае поступления заявления должника, пристав устанавливает наличие сведений об отсутствии возможности исполнения требования исполнительного документа, кроме того, осуществляется подтверждение указанных обстоятельств материалами исполнительного производства.

Позиция ФССП России сводится к заявительному порядку приостановления исполнительного производства в отношении Мораторных должников и только в отношении тех из них, по которым подтвержден факт отсутствия возможности исполнить требование кредитора.

Отдельно стоит отметить, что 24.05.2022 на сайте Ассоциации российских банков появилась новость[3] о том, что ФССП России дало ответ на их обращение, согласно указанному ответу, в связи с обязательностью требований судебного пристава-исполнителя, постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете, до получения от судебного пристава-исполнителя постановления о приостановлении исполнительного производства обязательны к исполнению кредитными организациями.

 

ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НИЖЕСТОЯЩИХ СУДОВ

18.04.2022 опубликовано определение ВС РФ по делу общества «Восточный экспресс» № А40-233155/2020.

Фабула спора:

  • общество «Восточный экспресс» попало под действие Моратория 2020 года;
  • 18.06.2020 ФССП по г. Москве возбудило исполнительное производство в отношении общества;
  • 28.09.2020 ФССП по г. Москве вынесло постановление о взыскании с общества исполнительского сбора;
  • общество обратилось с заявлением об оспаривании постановления ФССП по г. Москве от 28.09.2020;
  • одно из оснований для оспаривания постановления – общество с 01.04.2020 является Мораторным должником;
  • суды трех инстанций отказали обществу в оспаривании постановления от 28.09.2020.

Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и признал постановление ФССП по г. Москве от 28.09.2020 незаконным указав следующее:

  • с даты введения Моратория исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом, в случае распространения на должника Моратория (ст. 9.1. Закона о банкротстве);
  • ст. 9.1. Закона о банкротстве имеет императивный характер.

[документ оформлен приложением к публикации – приложение 1]

Позиция Верховного суда РФ сводится к необходимости приостановления исполнительного производства/запрета на списание средств со счетов в отношении всех Мораторных должников без исключения.

13.05.2022 в телеграм-канале Судебная практика СКЭС ВС РФ (https://t.me/vs_court) появились сведения о применении позиции ВС РФ по делу общества «Восточный экспресс» нижестоящими судами (см. дело общества «Мордовский проектно-изыскательский институт»).

 

ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.05.2022 Минюст России в ответ на письмо Ассоциации российских банков предложил следующее толкование ст. 9.1. Закона о банкротстве:

  • приостановление исполнительного производства возможно исключительно в отношении компаний, предпринимателей и граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория;
  • позиция объясняется данным Законом о банкротстве определением понятия «должник» и предметом регулирования Закона о банкротстве.

[документ оформлен приложением к публикации – приложение 2]

Позиция Минюста России значительно отличается от ранее предложенного толкования ФНС России (приостановление по всем), ФССП России (заявительный порядок), Верховного суда РФ (приостановление по всем) и, по сути, предлагает новую позицию о приостановлении исполнительных производств только в отношении должников, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве.

 

ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк России не высказывал каких-либо публичных позиций о влиянии Моратория 2022, однако 05.05.2022 опубликовано письмо в адрес страховых организаций, в котором Банк России информирует страховщиков о недопустимости уклонения от исполнения обязательств перед страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями как в части обязательного, так и в части добровольного страхования, в том числе в период действия моратория.

[документ оформлен приложением к публикации – приложение 3]

 

ПОЗИЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

С.А. НАУМОВА (ЛДПР)

13.05.2022 в Государственную думу внесен законопроект № 123230-8, которым предлагается внести изменения в ст. 9.1. Закона о банкротстве, в том числе в следующем:

  • приостановление исполнительного производства возможно исключительно в отношении должников, обладающих признаками банкротства;
  • приостановление исполнительного производства осуществляется только по заявлению должника.

За прохождением законопроекта можно следить на сайте: https://sozd.duma.gov.ru/bill/123230-8

Законопроект предлагает 4-й подход к разрешению вопроса о категориях должников, в отношении которых приостанавливается исполнительное производство.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО 2.0.»

ОТ ЮРФИРМЫ АРБИТРАЖ.РУ

Для интересующихся вопросами практики применения моратория на банкротство нашей командой подготовленный аналитический материал «Мораторий на банкротство 2.0.», который доступен на сайте нашей фирмы - https://arbitrageru.legal/analytics/view/moratorium2-0

 

СОПОСТОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕРИОД МОРАТОРИЯ

  1. ФНС России – приостанавливается в отношении всех Мораторных должников;
  2. ФССП России – приостанавливается по заявлению должников и в отношении должников, которые не могут исполнить требование кредитора по исполнительному производству;
  3. ВС РФ - приостанавливается в отношении всех Мораторных должников;
  4. Минюст России – приостанавливается в отношении должников, которыми или в отношении которых подано заявление о банкротстве;
  5. Депутат А.С. Наумов – приостанавливается по заявлению должников и в отношении должников, которые обладают признаками банкротства.

Таким образом, на данный момент подход к толкованию и применению ст. 9.1. Закона о банкротстве со стороны государственных и судебных органов является непоследовательным, что, очевидно, негативно повлияет на экономический эффект от введенного Моратория, учитывая, что Мораторий рассматривается в обществе как мера поддержки в кризисный период.

 


[1] за исключением проблемных застройщиков.

[2] см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[3]https://arb.ru/arb/press-on-arb/fssp_rossii_otvetila_pro_moratoriy-10558932



« Вернуться
Источник: Закон.РУ
Автор: Анна Малькова
Опубликовано 26 мая 2022 года