Новости

ВС РФ разберет вопрос выплат управляющему, напрасно продавшему имущество банкрота

Верховный суд (ВС) РФ определит, положено ли финансовому управляющему вознаграждение от продажи имущества гражданина-банкрота в ситуации, когда уже было запланировано погашение его долга, свидетельствует картотека суда.

Такой вопрос судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ рассмотрит на примере дела о несостоятельности Левана Баяндурова. Он задолжал своим кредиторам 1,9 млн рублей и в декабре 2018 года был признан банкротом. В рамках процедуры реализации имущества финансовый управляющий Елена Илая решила продать принадлежащий Баяндурову земельный участок и жилой дом в 176 кв. м в Домодедовском районе и другую недвижимость. Совокупная начальная цена этих объектов составила 8 млн рублей. Положение о реализации этого имущества суд по ходатайству финансового управляющего утвердил 2 июня 2020 года.

Спустя примерно неделю в суд обратился Александр Сизонов, заявив, что готов полностью погасить долги Баяндурова. 2 июля он перечислил на депозитный счёт суда 1,9 млн рублей и вместе с Баяндуров попросил суд наложить обеспечительные меры - запретить финуправляющей распродавать активы до момента рассмотрения заявления Сизонова о погашении, назначенное на конец августа 2020 года. Однако суд, не усмотрев необходимости в обеспечительных мерах, отклонил это ходатайство.

В конце августа заявление Сизонова суд удовлетворил, тот погасил долги Баяндурова, дело о несостоятельности в декабре 2020 года было прекращено. Но к этому моменту финуправляющая уже продала недвижимость Баяндурова за 9,46 млн рублей, а затем подала заявление на выплату в дополнение к фиксированному вознаграждению (25 тыс. рублей) дополнительного в размере 662 тыс. рублей - это 7% от поступивших в конкурсную массу 9,46 млн рублей. Такой процент вознаграждения по закону о банкротстве предусмотрен в случае успешной реализации имущества банкрота.

Однако суд первой инстанции отказал управляющей, указав на ее недобросовестное поведение: она знала о заявлении Сизонова о намерении закрыть долги Баяндурова, но все равно реализовала имущество последнего, причем его стоимость многократно превышала размер всех требований к должнику. Суд увидел в этом попытку необоснованно увеличить вознаграждение управляющего, так как в случае прекращения дела о банкротстве из-за погашения обязательств должника другим лицом, финансовый управляющий получает только фиксированную часть гонорара, без процентов.

Однако апелляция и кассация встали на сторону управляющей, взыскав в ее пользу с Баяндурова 662 тыс. рублей.

Теперь Баяндуров просит ВС РФ отменить решения судов, принятые в пользу финуправляющей. По его мнению, реализация его имущества была проведена "исключительно с целью извлечения личной выгоды [управляющей] путем продажи имущества, стоимость которого в несколько раз превышает размер реестра требований кредиторов, в отсутствии на то необходимости и искусственного создания оснований для выплаты стимулирующего вознаграждения". Это является злоупотреблением правом, настаивает он.

Эти доводы судья ВС РФ Екатерина Корнелюк сочла достаточными для передачи жалобы на рассмотрение СКЭС ВС РФ. Заседание назначено на 7 октября.



« Вернуться
Источник: ИНТЕРФАКС
Опубликовано 6 сентября 2021 года